?

Log in

No account? Create an account

Next Entry

15 августа 2015 года исполнилось 25 лет со дня смерти основателя и лидера рок-группы «Кино» Виктора Робертовича Цоя. Несмотря на прошедшие четверть века, его песни всё ещё остаются популярны. Но все ли знают, как группа «Кино» стала известной? И случайно ли, что это произошло в «Перестройку»? И как в этом замешан КГБ?



До середины 80-х гг. XX в. правительство, а, соответственно, и СМИ, предпочитали замалчивать тему о рок-движении.
Обвинение было простым: рок-музыка - это не только низкопробное и вредное явление, это мощное средство буржуазной идеологии, направленное на растление советской молодежи, а значит - на подрыв устоев всей советской жизни.

Несмотря на это 7 марта 1981 г. в «Ленинградском межсоюзном доме самодеятельного творчества» (ЛМДСТ) образуется Ленинградский рок-клуб. Подобные клубы начинают создаваться по всей стране.

Осенью 1981 г. в Ленинградский рок-клуб вступает Виктор Цой, где и собирает группу «Кино».

«— Вы охотно рассказываете, на кого стучали, но умалчиваете о тех, КТО стучал.
— Как офицер КГБ, военнослужащий, я не имею права раскрывать людей, которые в силу каких-то обстоятельств сочли необходимым или возможным сотрудничать с Комитетом, — это было бы просто аморально. К тому же некоторые агенты выполняли необходимую для общества работу. Пусть лучше они сами раскроются, пусть их гражданская совесть заговорит! И вообще, давайте попробуем посмотреть на дело с другой стороны. КГБ создал в Ленинграде рок-клуб, был его спонсором, а непосредственные организаторы — нашими агентами. Да, Комитет стремился поставить под контроль анархические тенденции в музыкальной жизни города, но объективно создание рок-клуба было полезным для общества! Зачем же теперь раскрывать этих мальчиков-джазистов? Может, они и так клясть себя всю жизнь будут, мучиться? Они же не принесли вреда, были незнающими и не ведающими ребятами, пусть проявившими слабость, но честными и порядочными. Некоторые из них сейчас стали известными людьми…».
Олег Данилович Калугин, бывший генерал-майор КГБ.
[Бройдо А. «Святой» апостол Олег (рус.) // «АиФ Долгожитель» : газета. — 2003-04-17. — № 08(20). — С. 18-19].

Сильное высказывание. Раз Ленинградский рок-клуб создан КГБ, то под патронат берутся все группы в него входящие. Почему КГБ решает его курировать, а не купировать - это вы поймёте чуть позже. Вскоре создаётся ещё одна странная группа, но... с экономико-политическим уклоном.

В начале 80-х годов в Ленинграде Анатолий Чубайс формирует интеллектуальную группу экономистов-рыночников и фактически легализуют свою деятельность под эгидой Совета молодых ученых инженерно-экономического института.

В сентябре 1986 года начал работу экономический семинар в пансионате «Змеиная горка» в Ленинградской области (в Лосево). Именно в результате работы серии семинаров, организованных Егором Гайдаром и Анатолием Чубайсом, сформировалась та единственная в СССР группа, которая возьмёт на себя ответственность за реформы 90-х, за управление страной на долгие годы.

Знал ли КГБ об этом антикоммунистическом субъекте? Сергей Васильев (из группы Чубайса), говорил, что после семинара 1987 года в Лосево КГБ знало всё. Фиксируем и идём дальше.

Ленинградский рок-клуб занимался не только чисто концертной деятельностью, но даже организовывал фестивали. Первый из них случился в 1983 году. С тех пор и до закрытия рок-клуба он проводился ежегодно.

Группа «Кино» стала известной массовому слушателю на очередном фестивале в 1984 году.

Ясно, что без разрешения Министерства культуры СССР подобные фестивали проводить было нельзя. Так что же? Министерство вдруг перестало считать рок-движение «мощным средством буржуазной идеологии, направленным на растление советской молодежи»? Похоже на то.

Кто-нибудь может на это возразить, мол, Министерство всё также мешало развиваться рок-движению. И приведут Указ №361, изданный Управлением культуры г.Москвы 25 августа 1984 года. В нём говорится о запрете проигрывания в Москве грампластинок, компакт-кассет, видеороликов… определённых рок-групп. В числе них указана и группа «Кино».

Но простое изучение «Указа» выявило, что документ является подделкой…


В это время происходит крупное политическое событие - генеральным секретарём ЦК КПСС становится М.С.Горбачёв. За время своего правления он делает всё возможное для обрушения коммунистической идеологии в СССР.

8 февраля 1986 года — интервью М.С.Горбачёва газете «Юманите». Кроме публичного признания наличия цензуры важным аспектом было указание на цели цензурных ограничений: охрана государственной и военной тайны, запрет на пропаганду войны, жестокости и насилия, охрана неприкосновенности личности. Идеологические мотивы («антисоветская пропаганда» и т. п.) не были названы.

25 февраля 1986 года — доклад М.С.Горбачёва на XXVII съезде КПСС с декларированием политики гласности.

4 сентября 1986 года Главлит СССР издал приказ № 29с, в котором цензорам было дано указание сосредоточить внимание на вопросах, связанных с охраной государственных и военных тайн в печати, и информировать партийные органы только о существенных нарушениях в идеологической сфере.

Но возвращаемся к биографии Виктора Цоя и его группы.

Конец 1980-х ознаменовался окончательным выходом русского рока из подполья. Были сняты несколько фильмов, ставших неотъемлемой частью русской рок-культуры. Среди них была «Игла» (1988) с Виктором Цоем. А также фильм «Асса», снятый в 1987 г. В нём широкая советская публика впервые услышала песню «Перемен!».


Интересный факт. Отказ администрации гостиницы «Ореанда» в проведении съёмок фильма «Асса» удалось уладить только после телеграммы, в отчаянии отправленной Сергеем Соловьёвым на адрес генсека Михаила Горбачёва. Телеграмма привела его в такую ярость, что вопрос был немедленно улажен. [Барабанов, 2008, с. 146]

К концу десятилетия группа «Кино» провела около трёхсот выступлений, её концерты собирали стадионы, а пластинки распространялись уже миллионными тиражами.

Самыми известными хитами группы можно считать: «Перемен!», «Дальше действовать будем мы», «Следи за собой», «Звезда по имени Солнце», «Закрой за мной дверь, я ухожу», «Группа крови», «Пачка сигарет», «Печаль», «Спокойная ночь», «Война».

Но многие ли знаю, что музыка для этих песен была украдена у западных рок исполнителей? Неожиданное открытие? Но это факт.


Убедиться в этом каждый может сам, прослушав оригиналы.


Подведение итогов.

Так чем же была группа «Кино»? Самородком, ставшим известным благодаря таланту и ряду совпадений? Или мегапроектом КГБ, для талантливых участников которого были филигранно подобраны музыка и песни? Это лишь гипотезы. Вполне может быть и третий вариант.

Безусловно то, что рок-музыка стала частью информационно-психологической обработки населения, вселившая в людей бунтарский дух. «Кино» была в авангарде, а песня Виктора Цоя «Мы ждём перемен…» стала своеобразным неофициальным гимном «Перестройки».

Четверо участников ансамбля «Битлз» в свое время заявляли: «Рок-н-ролл - это более чем музыка, это энергетический центр новой культуры и новой революции». Не менее категорично утверждение музыковеда Джерри Рубина: «Рок обозначал начало революции». А его коллега Эбби Хофман пошёл еще дальше: «Рок является источником революции».


И вот. В стране начались разброд и шатания, и в игру вступает Борис Ельцин. Он обещает «перемены», за что получает энергию протестных масс.

12 июня 1991 года он избирается Президентом РСФСР, получая 45 552 041 голосов избирателей, что составляет 57,30 процентов от числа принявших участие в голосовании.

В октябре 1991 года Ельцин возглавляет новое правительство Российской Федерации в качестве его председателя. Первым заместителем и фактическим главой правительства реформ становится Геннадий Бурбулис, который сыграет решающую роль в формировании экономического блока нового правительства на основе группы молодых экономистов во главе с Егором Гайдаром. Тогда же Ельцин провозглашает программу радикальных реформ, целью которых объявляется переход к рыночной экономике. К чему это приведёт мы все знаем...

6 ноября 1991 года указом Президента РСФСР Б.Н.Ельцина КПСС и КП РСФСР запрещаются на территории РСФСР.
Далее реформаторы подписывают документы о распаде Советского Союза.

Главный вопрос. Почему же КГБ, структура, призванная защищать СССР, патронирует группы, угрожающие Советскому Союзу? Ответ кроется в том, кто возглавлял КГБ СССР - Юрий Владимирович Андропов.


Юрий Андропов, как и часть элиты СССР, ценой любых уступок стремился к слиянию России с Западом. Одним из условий такого слияния является распад СССР. Вот и объяснение странного поведения КГБ.

Более подробно роль Андропова в этом процессе рассмотрел С.Е.Кургинян в своей недавней работе.

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
bin_rada
Aug. 18th, 2015 07:08 pm (UTC)
О, как свежО звучали песни рокеров в 80-е годы! Как хотелось выкарабкаться из повседневности в жизнь яркую и необыкновенную! Как все ждали "Перемен!".

Вот и дождались... Теперь не знают, как назад вернуться. Ресоветизация набирает всё больше сторонников.
das_foland
Aug. 19th, 2015 08:09 pm (UTC)
Кстати, не факт, что Цой хотел именно таких перемен, но кураторы направили энергию масс, которую он будил, в ту сторону, в которую хотелось им.
petr_kargin
Aug. 20th, 2015 10:05 am (UTC)
В книге отставного британского спецслужбиста Джона Колемана "Комитет 300" есть специальная глава "Феномен Битлс" - о том, с какой целью спецслужбы Великобритании раскручивали эту группу и вообще рок, как явление. Книга есть в сети. Многие, правда, кричат, что это "теория заговора", но...
Есть такой анекдот, как встречаются два поросенка, и один другому говорит:
- Знаешь, мне только что сообщили, что люди нас кормят, чтобы потом убить и съесть!
- Бред! - усмехается второй поросенок. - Теория заговора!
alexander_gorn
Aug. 20th, 2015 10:52 am (UTC)
Вы меня, конечно, извините, но данная статья написана по принципу "в огороде бузина, а в Киеве дядька". Скажите на милость, ну причём тут Чубайс с Гайдаром? Или вот скажем идея ссылаться на слова предателя Калугина кажется мне весьма странной: какая вера может быть тому, что говорит изменник Родины?

Впрочем, то, что "русский рок" использовали в перестроечных целях - это несомненно. Но "использовали" и "создали с этой целью" - разные вещи. Рекомендую ознакомиться со своеобразной исповедью Ильи Кормильцева "Великое рок-н-рольное надувательство": http://www.nakornyah.ru/stati/velikoe-rok-n-rolnoe-naduvatelstvo-avtor-ilja-kormilcev.html - там многое сказано по теме. Позволю себе лишь пару цитат. вот первая из них: "Мы были слишком наивны, чтобы понимать: будущее принадлежит тому, кто владеет монополией на интерпретацию настоящего. «Мы ждем перемен», — пел Цой, а какой-нибудь Черниченко объяснял каких именно. «Скованные одной цепью», — пели мы, а какой-нибудь Коротич объяснял, что речь идет о шестой статье Конституции. «Твой папа — фашист!» — вещал Борзыкин, а «Новый мир» объяснял: да, таки фашист, потому что в детстве плакал, узнав о смерти Сталина."

Но как раз к Цою тут претензий меньше всего может быть. Вторая цитата из той же статьи: "Если же говорить о творчестве, вы не найдете у рокеров вроде бы ожидаемых пеанов наступившим светлым временам. От «Московской Октябрьской» БГ до «Титаника» НП, от демонических кошмаров «Алисы» до разночинской тоски Шевчука (промолчу уж о конкретно политизированных Талькове и Летове) — все было наполнено ощущением надвигающейся катастрофы, подступающего кошмара, наставших темных веков." В многих песнях Цоя это ощущение настолько явственно, настолько зримо, что может быть лишь криком души, и никакое КГБ ТАК не написать, ни заставить спеть не сможет. Да вы просто послушайте это... хотя нет - не только послушайте, но и УСЛЫШЬТЕ:

Зерна упали в землю, зерна просят дождя.
Им нужен дождь.
Разрежь мою грудь, посмотри мне внутрь,
Ты увидишь, там все горит огнем.
Через день будет поздно, через час будет поздно,
Через миг будет уже не встать.
Если к дверям не подходят ключи, вышиби двери плечом.

Мама, мы все тяжело больны...
Мама, я знаю, мы все сошли с ума...

Сталь между пальцев, сжатый кулак.
Удар выше кисти, терзающий плоть,
Но вместо крови в жилах застыл яд, медленный яд.
Разрушенный мир, разбитые лбы, разломанный надвое хлеб.
И вот кто-то плачет, а кто-то молчит,
А кто-то так рад, кто-то так рад...

Мама, мы все тяжело больны...
Мама, я знаю, мы все сошли с ума...

Ты должен быть сильным, ты должен уметь сказать:
Руки прочь, прочь от меня!
Ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть.
Что будет стоить тысячи слов,
Когда важна будет крепость руки?
И вот ты стоишь на берегу и думаешь: "Плыть или не плыть?"

Мама, мы все тяжело больны...
Мама, я знаю, мы все сошли с ума...

Здесь Ведь всё: и диагноз общества и эпохи, и призыв бороться - бороться вопреки всему! И таковы практически все песни последних альбомов Цоя. В этом и есть секрет его популярности: о пел о нас и за нас. И никакое КГБ тут не при чём, тем более давно умерший к тому моменту Андропов. Перестройщикам нужно было ведь прямо противоположное: чтобы "не дёргались", не сопротивлялись, чтобы уснули - а он пел "вставай рядом со мной", пел "дальше действовать будем мы". За это его и убили 25 лет назад.

Одним словом, не надо. Не надо путать голос эпохи и её совесть, какими были, каждый в своё время, Маяковский, Твардовский, Высоцкий и - для нашего поколения - Цой, со всякими бездарностями и коньюнктурщиками, которым действительно без "высокого покровительства" было никак.
red_fellow
Aug. 20th, 2015 12:15 pm (UTC)
"Причём тут Чубайс с Гайдаром" - а Вас не смущает, что рок-клубы были образованы в начале 80-х, как и клубы младореформаторов? Команда сверху?

"никакое КГБ ТАК не написать, ни заставить спеть не сможет" - я про заставить ничего не писал. Цой был талантлив. Вероятнее всего он и написал текст песен. Но его тексты можно растолковать двояко.

Ваша трактовка: Цой чуть ли не коммунист.

А что если придать его словам антикоммунистический/антисоветский смысл? Мы же не знаем какой позиции придерживался Цой. Например,

"Зерна упали в землю, зерна просят дождя.
Им нужен дождь." - молодому поколению нужны новые смыслы, т.к. старые испарились. Нам нужны перемены. (И кстати, телеканал "Дождь" не отсюда ли взял название?).

"Разрежь мою грудь, посмотри мне внутрь,
Ты увидишь, там все горит огнем.
Через день будет поздно, через час будет поздно,
Через миг будет уже не встать.
Если к дверям не подходят ключи, вышиби двери плечом." - молодёжь нашла новый огонь (смысл/капитализм/религию... сами додумайте). Если сейчас же мы не воспользуемся моментом, то будет поздно. Хотим перемен!

"Мама, мы все тяжело больны...
Мама, я знаю, мы все сошли с ума..." - эй люди! Мы все тяжело больны (коммунистами?). Нам нужно лекарство! Хотим перемен!!!

И так далее.

"секрет его популярности: о пел о нас и за нас. И никакое КГБ тут не при чём" - правда? А как же гастроли "Кино", миллионы пластинок, фильмы с их участием... Где запреты КГБ, МинКульта СССР? Это не пиар, устраиваемый властями?

"За это его и убили 25 лет назад." - вполне соглашусь, что его убили, но с какой целью? Сакральная жертва, чтобы добить СССР?


Edited at 2015-08-20 12:18 pm (UTC)
alexander_gorn
Aug. 20th, 2015 01:05 pm (UTC)
Вы статью Кормильцева-то прочитали, на которую я ссылку дал? Он же об этом и говорит: кто-то пел, а кто-то это интерпретировал так, как ему нужно. Переврать и извратить можно, знаете ли, кого угодно. И на ком вина за это - на тех, кто перевирал, или на том, кого перевирали?

Разумеется, Цой не коммунист. Он вообще политикой не занимался - он просто чувствовал дух времени, его.. ну да, его именно что суть. Об этом и пел - талантливо и искренне. Вы вообще представляете себе, каково это - жить в эпоху, когда всё, что тебе дорого на свете, гибнет, распадается, уходит в небытие? А каково это для настоящего поэта с его обострённым метафизическим чутьём (а без такого чутья настоящих поэтов не бывает - без него поэт не больше, чем ремесленник)?

...Снова солнца на небе нет,
Снова бой - каждый сам за себя,
И мне кажется, солнце - не больше, чем сон...

А вы его, ни за что ни про что - в "соучастники перестройки". Какой же он соучастник, когда он её жертва - и в куда большей степени, чем остальные? В большей просто потому, что остальные могли позволить себе уснуть: не видеть, не слышать, не понимать... А он - не мог: "Эй, а если все будут спать, то кто будет петь?" За то и убили - чтобы не будил... засыпающих. "Тем, кто ложится спать - спокойного сна".

Edited at 2015-08-20 01:06 pm (UTC)
red_odysseus
Aug. 20th, 2015 10:57 am (UTC)
Вот это поворот! Имею в виду группу "Кино"...
rus_humanist
Aug. 20th, 2015 06:10 pm (UTC)
Ну надо же так говорить о Цое....
Может, его и использовали, но где доказательства наличия Цоя-субъекта разрушения?
rus_humanist
Aug. 20th, 2015 06:19 pm (UTC)
Нет, я перечитал еще раз статью, но я даже не могу выразить, насколько неприятное впечатление она оставляет. При чем тут то, что Кино брала музыку западных групп? Вы все в одну кучу свалили, никаких связей не построили, кроме констатации факта, что КГБ использовали рок для снесения СССР.
trance_se
Aug. 20th, 2015 07:37 pm (UTC)
Как много изучавший и творчество и путь Цоя - на мой взгляд, многое описано верно. Но вывод про проект КГБ считаю натянутым и неверным. Использовали ли Цоя? Да, конечно. Поддался ли он сам тому духу, который его окружал? Да (как и многие).

Использовать музыкальные решения - не значит "воровать" музыку. Кто пробовал что-то писать, тот понимает. В каком-то смысле все - плагиатчики, потому что человек при написании на что-то опирается, сначала слушает то, что ему нравится, а затем пишет то, что ему нравится.

Не иметь препятствий на пути и получать чью-то протекцию - не значит быть проектом.

Цой в "Перемен" вкладывал своё (и, кстати, говорил о том, что именно), как и во многие другие песни, выступая подчас пророком.
Не все так просто и с его ориентацией, можно вспомнить хотя бы песню "Бошетунмай", которую я постоянно привожу, как пример его личного стеба над рок тусовкой. Он очень сильно от них всех отличался. Мешать Цоя и рок-клуб в целом нельзя, чтобы это понять, можно почитать различные мемуары.

На мой взгляд, тут можно говорить об использовании и косвенном направлении, но не о проекте. Если, конечно, оставлять главному лицу проекта некоторую субъектность. А без субъектности этих песен не было бы.
nihga
Aug. 26th, 2015 08:37 pm (UTC)
Взял на себя смелость ответить вам на этот ваш пост. http://nihga.livejournal.com/317802.html
red_fellow
Aug. 26th, 2015 09:12 pm (UTC)
Хорошо. С интересом почитаю.
arhipolemos
Aug. 27th, 2015 06:29 pm (UTC)
Возьму на себя смелость отозваться на Ваш пост здесь.
Заодно и про этот пост нечто, в определенном смысле, комплементарное.

Хорошо разложено. Тут даже не столько опровержение, сколько использование подходящего повода развернуто высказаться по, действительно, очень актуальной теме. В этом смысле, критикуемый материал, при всей отмеченной Вами его мозаичности, натянутости и проч., таки замечателен тем, что аккумулировал в одном месте множество расхожих недоразумений.

Да, значит, и разложено хорошо – по аналитической части, и ещё лучше сложено – по части идейной, что особенно важно.
Тут, вот, К. Сёмин, при всём к нему уважении, но тоже нечто чрезвычайно тенденциозное выдал про Цоя (ещё вначале года). И именно – в идейном плане, – см. о "перестроечном Байроне" и т.д. »»» ...

nihga
Aug. 27th, 2015 06:40 pm (UTC)
Спасибо на добром слове, честно говоря я и не хотел делать какое-то злобное опровержение, ведь человек реально хотел что-то понять в том как "Кино" в перестроечном процессе использовали. Просто, возможно, я немного лучше с темой знаком ввиду того, что я с самого начала как услышал ещё подростком в далёком 1989 году "Звезду по имени Солнце", очень его, Цоя, творчеством проникся... Поэтому вот, написал свои соображения и дополнения.

А Сёмин... Да ну его! Он видимо раньше сам рок-музыкантом был, а теперь всё чем тогда дышал проклинает, открещивается. Я как-то даже на его "Рок-лоботомию" подробные разборы писал: http://nihga.livejournal.com/230048.html если интересно - можете взглянуть. Просто такое поведение (сначала боготворили - теперь будем проклинать) как-то его самого не очень хорошо характеризует, кмк.

Edited at 2015-08-27 06:46 pm (UTC)
arhipolemos
Aug. 27th, 2015 07:19 pm (UTC)
Ну, я и говорю, по-своему, этот материал замечателен, – а именно тем, что собрал политическую, идейную и музыкальную составляющие. Автор имеет право выдвигать это как гипотезы, критики имеют право усматривать в этом недоразумения. Но сам опыт, попытка вот так многоаспектно рассмотреть, это, при любых недочётах, ценно. Через тернии – к звездам!

У Вас про стилистические моменты – хорошо. Помню, натыкался в ютубе на эти параллели с западными постпанками по конкретным композициям. Ну, действительно, заимствование формы, каких-то канонов – это естественный в творчестве момент. Творчество так и движется: сначала сориентироваться в имеющейся традиции, освоить что-то, и отталкиваясь от этого, искать _своё_. И уж тем более, что, одно дело – форма, другое – содержание. Это же не только в музыке. В литературе, например, наши классики брали какие-то западные формы – роман, например, – а на выходе получалось нечто самобытное.

Ну, и про идейное – тоже замечательно. Особенно, вот эти вопросы:
"Что, перемены в позднесоветской жизни были не нужны? Что, духовность уже тогда не умирала? И нынешнее потреблятство не оттуда родом? Цой, призывавший к джихаду духа, такого будущего нам всем хотел?!".
А то, что использовали, ну, так потому и использовали, что такое универсальное содержание, как у Цоя, можно по-разному поворачивать в такой двусмысленной ситуации, как позднесоветская. С теми же литературными классиками – то же. Вот и урок: не надо в такое двусмысленное состояние себя обрушивать.
А "кто виноват?", это, как у Высоцкого: "Конь на скаку и птица влёт, – по чьей вине, по чьей вине"...

п.с. А у Сёмина, да, – о чём и я в том своём материале, – это ведь всё та же перестроечная(тм) технология: механически менять "плюс на минус".

Edited at 2015-08-27 07:25 pm (UTC)
inthebalanceru
Aug. 24th, 2018 02:21 pm (UTC)
А что вы скажете о "До Мажор"?
( 16 comments — Leave a comment )